BRYANSK-WEB

: +7 910-339-81-76 • (4832)33-81-76
Новости

Ваше доменное имя может оказаться под угрозой

В настоящее время количество сайтов в Интернете, а значит, использованных для них доменных имен, неизмеримо возросло. И в этой связи обладатели «говорящих» доменных имен, среди которых — известные бренды или знаменитые люди — могут столкнуться с определенными проблемами. Некоторые из них уже стали участниками разбирательств, связанных с правом собственности на доменное имя.

Многие из тех, кто решает обозначить сегодня свое присутствие в Интернете, испытывают сложности по той причине, что их доменное имя или имена, сходные с ним по звучанию и написанию, уже заняты. Хорошее доменное имя является сегодня востребованным товаром, и есть несколько категорий тех, кому оно может понадобиться. Среди них можно перечислить следующие:

1. Киберсквоттеры. Деятельность их заключается в том, что они регистрируют доменное имя, но сайт на этом адресе не размещают. Дальнейшие их действия направлены на то, чтобы продать доменное имя заинтересованным в нем лицам, в том числе и владельцу доменного имени. Подобный способ был еще недавно очень распространенным. Сегодня киберсквоттеры встречаются реже, однако риск нарваться на одного из них все же существует.

2. Партнеры по бизнесу. Доменное имя может использоваться дистрибьюторами продукции той иной известной компании, ее дилерами или теми, кто распространяет ее на незаконных основаниях. Примером связанного с подобной ситуацией разбирательства может служить дело о домене kodak.ru. Первым это имя зарегистрировал официальный дилер компании, однако нынешний владелец сайта, реализующий товары данной марки, официальным дилером не является. Решение по делу о данном сайте не принято уже в течение двух лет, а владелец сайта успешно им пользуется, мотивируя свое право собственности тем, что сайт используется для того, для чего, собственно, и был создан — для реализации товаров марки Eastman Kodak. Кроме того, владелец сайта разместил на нем информацию, свидетельствующую о том, что данный сайт не является официальным сайтом компании.

3. Конкуренты. Они могут использовать чужое доменное имя для реализации собственной продукции. С подобной проблемой столкнулась Клаудия Шиффер, которая открыла бизнес по продаже продукции Palm, для чего обзавелась собственным сайтом www.claudiaschiffer.com. Однако вскоре в сети появились еще два сайта, к которым известная фотомодель не имеет никакого отношения — claudiashifer.com и claudiaschifer.com (почувствуйте разницу!). Ссылки с них ведут в том числе и в магазин, предлагающий пресловутые Palm. Однако это еще не самое плохое, что могут учинить конкуренты с использованием доменного имени. Хуже, когда под прикрытием известного имени реализуется поддельная продукция. Как свидетельствует статистика, около 35% всех товаров, реализуемых сегодня через Интернет, являются фальшивкой, и многие их них продаются с сайтов, на которые пользователи попадают, набрав знаменитый адрес. Примером подобного предпринимательства может служить деятельность печально знаменитого Дениса Тоупена, который, став обладателем доменного имени intermatic.com, продавал в сети собственные программы. Пользователи же логично предполагали, что приобретают программы знаменитого производителя ПО с аналогичным названием. Еще один нелицеприятный способ, с которым может использоваться доменное имя — публикация порочащей информации о той или иной компании и ее товаре.

4. Непрямые конкуренты. Под ними подразумеваются те, кто реализует продукцию, отличную от продукции владельца доменного имени, но на сайт которых пользователи попадают именно набирая это имя. Часто непрямую конкуренцию бывает сложно отличить от киберсквоттерства, что затрудняет судебное разбирательство, связанное с владением доменным именем. К примеру, компания Den Group известна тем, что зарегистрировала множество доменных имен, которые ассоциируются у пользователей со знаменитыми товарными знаками, к примеру, Pentium.ru или hewletpackard.ru. Товары, которые предлагаются на этих сайтах, никакого отношения к продукции знаменитых производителей не имеют. Сама компания официально занимается предоставлением услуг веб-хостинга, однако качество их вызывает вполне понятные опасения. Еще один пример подобного использования доменного имени — судебная тяжба, связанная с названием Quelle.ru. Как известно, Quelle ассоциируется у большинства наших соотечественников с популярным немецким каталогом. Однако по данному адресу размещается реклама компании, не имеющей ни к немцам, ни к торговле одеждой никакого отношенпия. Владелец этого имени проиграл в судебном разбирательстве, однако у него имеется возможность оспорить вынесенное по делу решение. Использование знаменитых имен и названий практикуется также в качестве электронного адреса, зачастую за подобными именами ними прячутся порносайты.

5. Сообщества почитателей или сторонников. Как правило, в этом случае споры возникают редко. Примером подобной ситуации может послужить название Windows 2000, после принятия которого всемирно известная компания обнаружила, что домен с соответствующим именем уже занят. К счастью, по указанному адресу обретался поклонник качественной продукции компании, который собирался организовать в Интернете сообщество единомышленников. Интересно, что владелец подобного имени мог получить за него огромные деньги, однако уступил право владения им бесплатно. Снова вспомним о Клаудии Шиффер. Набрав адрес claudiashiffer.com, можно ознакомиться с информацией, где данное имя предлагается Клаудии бесплатно. Подобные призывы имеются и в адрес некоторых других звезд. А поклонники Клаудии зарегистрировали в свое время адрес claudiaschiffer.org, где все желающие могут ознакомиться с информацией о жизни звезды. Сайт предупреждает посетителей, что не является официальным сайтом известной фотомодели. Однако не всегда все проходит столь гладко, и иногда поклонники знаменитых личностей просто лукавят. К примеру, почитатель творчества Джимми Хендрикса в свое время зарегистрировал имя jimihendrix.com, и, по его словам, собирался создавать фан-клуб известного гитариста. Однако любовь меломана к кумиру измерялась вполне конкретной суммой — миллион долларов. Именно столько, не больше и не меньше, он потребовал за то, чтобы уступить доменное имя родственникам Хендрикса. При детальном рассмотрении дела выясняется еще одна любопытная деталь: оказывается, музыкальные пристрастия предприимчивого почитателя музыки из Миннеолы не ограничивались одним Джимми Хендриксом. Он умудрился зарегистрировать на себя и доменные имена, связанные с Полом Маккартни, Элвисом Пресли и некоторыми другими знаменитостями.

6. Противники товарного знака или знаменитости. Ситуация, прямо противоположная предыдущей. Часто подобные сообщества создаются не просто людьми, не удовлетворенными качеством товара или творчеством звезды, а их прямыми конкурентами. К примеру, подобным способом решили бороться с расположенной по соседству индюшиной фермой сельские жители Англии, проживающие в графстве Норфолк. Протестуя против запаха, который издает упомянутая ферма под названием Bernard Мatthews, они зарегистрировали сайт с аналогичным названием, где изложили все, что они думают о производстве индюшатины по соседству со своими домами. С подобной ситуацией столкнулась и Джулия Робертс, которая в течение долгого времени оспаривала право на имя juliaroberts.com. На сайте с данным названием размещались сатирические материалы весьма сомнительного содержания.

7. Компании, совпадение товарного знака или названия которых с другим может быть совершено случайным. Подобные ситуации в мировой практике — далеко не редкость, ведь, в конце концов, набор названий тоже определенным образом ограничен. К примеру, в Белоруссии имеются компании с одинаковым названием — «Луч», основанные еще в советские времена. Одна из них производит обувь, другая — часы. В те времена никто и помыслить не мог, к каким сложностям это может привести при определении присутствия данных компаний в Интернете. Стоит заметить, что белорусские власти сделали все возможное, чтобы конфликты в белорусском Интернет-пространстве были как можно более редкими. Для этого Государственный центр безопасности информации предусмотрел определенные правила, которые сохраняют доменное имя за обладателями соответствующих торговых марок или названий. Однако это имеет и обратную сторону: многие производители, уверенные в своем праве на доменное имя, не торопятся оформить право владения им. Стоит заметить, что подобные ограничения не будут действовать вечно и, скорее всего, довольно скоро будут отменены. Вот тогда и стоит ожидать целой волны разбирательств, связанных с доменными именами.